Урок – игра «Чудо электричество»
Тема урока: «Электрические явления»
Цель урока: закрепление навыков по теме «электричество»; формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
Задачи:
1.Повторить в игровой форме изученный материал
2. Развивать умения учащихся проводить вычисления по формулам.
3. Воспитать чувство товарищества.
4. Повышать познавательный интерес у учащихся.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Конкурс «Фантазия».
3. Конкурс «Знатоки».
4. Конкурс «Мыслители».
5. Конкурс «Составляй-ка».
6. Конкурс «Неразгаданные тайны».
7. Конкурс «Собери схему». Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент. Класс делится на 3 команды, каждая команда выбирает капитана. Учитель знакомит ребят с темой урока и оглашает план занятия.
2. «Фантазия». Конкурс заключается в следующем: каждая команда должна придумать название и девиз.
3. «Знатоки». Каждой команде предлагается выбрать карточку, на которых записаны имена ученых – физиков: Георг Ом, Андре Ампер, Эрнест Резерфорд, Алессандро Вольта. Команда должна как можно больше рассказать об ученом, о его открытиях.
4. «Мыслители». Каждая команда решает предложенную ей задачу. Задача: На рисунке изображена схема смешанного соединения проводников, которые равны R1=4 Ом, R2=6 Ом, R3=12 Ом, R4=2 Ом. Амперметр показывает 1А. Определите чему равны U, I2, I1, I4, U4 .
R1
А
R2 R3
R4
5. «Составляй – ка». В этом конкурсе командам необходимо заполнить таблицу, получив ключевое слово. Для этого нужно выбрать правильные ответы на предложенные вопросы.
А) Почему узел крепко держит связанные им веревки? Ю. из-за наличия силы тяготения Э.из-за наличия силы трения А. из-за инерции
Б) Какая часть половой щетки, уравновешенной на спинке стула, тяжелее: короткая или длинная? Л. Короткая О.длинная В.они одинаково тяжелы
В) Кто ввел в русскую речь слова «газ» и «атмосфера»? Е. М.В. Ломоносов О. Д.И. Менделеев Р. А.С. Попов
Г) Какой из трех металлов притягивается магнитом? З. свинец К. железо Б. серебро
Д) Почему, когда птицы сидят на высоковольтном проводе не умирают? Т. Напряжение между лапами очень мало Л. лапы птиц не пропускают ток Д. ток вообще не опасен для птиц
Е) Что мы слышали бы, удаляясь от оркестра со скоростью звука? А. одну ноту Р. Ничего Ж. весь концерт без изменений
Ж) Слово «инерция»… Д. русское О. латинское В. Греческое
З) Какое яйцо вращается лучше сырое или вареное? Г. сырое С. Вареное Е. оба вращаются одинаково
И) Где на Земле предметы тяжелее и почему? К. на Северном полюсе Л. на экваторе Э. везде одинаково тяжелы
К) Падающее тело весит… О. меньше, чем покоящееся А. больше, чем покоящееся Р. Они весят одинаково
Л) Почему капли дождя имеют круглую форму? П. из-за отсутствия веса Д. из-за малого размера И. из-за действия воздуха А Б В Г Д Е Ж З И К Л ЭЛЕКТРОСКОП 6. «Неразгаданные тайны». Каждой команде раздаются по карточке с кроссвордом. 3 1 2 1 5 4 2
5
По горизонтали:
1. Процесс сообщения телу электрического заряда.
2. Вещества, не проводящие электрический ток. 3
. Частица, являющаяся носителем электрического заряда.
4. Прибор, служащий для измерения силы тока.
5. Немецкий ученый, открывший закон выражающий связь, между силой тока, напряжения, сопротивления.
По вертикали:
1. Прибор, с помощью которого можно выяснить наэлектризовано ли тело.
2. Французский физик, в честь которого названа единица электрического заряда.
3. Вещества, проводящие электрический ток.
4. Самопроизвольное испускание некоторыми веществами невидимых лучей.
5. Физическая величина, показывающая какую работу совершает ток за единицу времени.
7 «Собираем схемы». Команды получают
задания.
1. Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех последовательно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется ток.
2. Изобразить схему цепи, состоящую из источника питания, четырех параллельно включенных резисторов, причем в этой цепи измеряется ток.
8 Подведение итогов. Заключение. Ребятам нравятся нетрадиционные уроки за то, что они вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника и приподнятое настроение. Учителя нередко проводят такого рода занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.
Использованная литература:
1. Ю.В. Щербакова «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7 -9 классы» Москва: издательство «Глобус» 2008 с. 192.
2. И.Я. Ланина «Внеклассная работа по физике» Москва: Издательство «Просвещение» 1977 с.223.
3. Кроссворд – составитель Макарова А.А.
|