Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин: Веселья вам да радости! Хозяйка: давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: У нас для каждого найдётся теплое местечко и приветливое словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
(Гости, ученики класса проходят, отдают русский поклон, рассаживаются на стулья).
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Гость: Место –то хватило, а вот вам, хозяин с хозяйкой, не тесновато?
Хозяин: В тесноте, да не в обиде!
( Хозяева усаживаются среди гостей)
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник. Собрались мы для игр, для забавушек, для веселой для беседушки. И частушки будем петь, как когда-то прабабушки, ну а с ними и прадедушки.
А знаете ли вы, что такое «фольклор»? это – народные песни, сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, частушки. В нашем чудесном коробе собрано много таких фольклорных произведений. Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине XVII столетия уральский казак Килилла Данилов стал записывать былины. А еще раньше Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Из поколения в поколение передаются народная мудрость, народное поятическое слово. Но это может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое. Если мы интересуемся фольклором, значит, мы интересуемся своей историей. Вспомним о некоторых фольклорных традициях… На Новый год дети, парни, девушки ходили по сёлам колядовать. Стучались в каждый дом, пели песни, желали хозяевам хорошего урожая в будущем году.
(Ребята выходят, поют колядки).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок
Либо гривенничек.
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа, Соломкой пуста!
Уж я сяду на порог –
Дай лепешку и пирог,
Чтобы курочки водились,
Чтобы свиньи поросились,
Чтоб коровушка телилась,
Чтоб кобылки жеребились,
Чтобы счастье и веселье Было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот!
С Новым годом! Со всем родом!
Чтоб здоровы были, Много лет жили!
Ведущий 1: В конце зимы на Масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры, заманивали солнце.
Ведущий 2: Приближалось время летнего солнцестояния – праздник самого длинного дня и короткой ночи. В ночь на Ивана Купалу в чистых рубашках прыгали через костер, собирали лечебные травы.
Ведущий 3: Приходила осень, собирали урожай и последний сноп оставляли несжатым. Ведущий: Посей день интерес к этим праздникам современного человека не пропадает. В них отразилась душа народа. Открывая чудесный короб, вспомним, что перед нами – образцы великой народной поэзии и музыки. Итак, слушайте, удивляйтесь, запоминайте! Под номером 1 спрятаны потешки – насмешки. Заметьте, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты. (Выбегают два скомороха).
1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.
2-й скоморох: Я – скоморох Прошка.
1-й скоморох: А я – Федул – скоморошка.
2-й скоморох: У меня, скомороха Прошки, Игр да забав полное лукошко!
1-й скоморох: Собирайся народ, становись в хоровод, Без толчеи, без спешки. Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки! (Выходят ученики и разыгрывают диалоги, сопровождая игровыми движениями).
1) Два ученика:
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.
2) Девочка и мальчик:
- Сынок сходи за водицей на речку.
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.
3) Два мальчика:
- Что везёшь?
- Сено.
- Какое же это сено?
- А коль видишь, что же спрашиваешь?
4) Девочка и мальчик:
- Фома, что из леса не идёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает.
Ведущий: Смотрим дальше, что еще есть в нашем коробе. А под номером 2 спрятаны пословицы. В Толковом словаре Даля можно прочитать, что пословица – краткое изречение, поучение, пословица – часть языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама. О себе она говорит: «Пословица не даром молвится». Много разных пословиц о труде, о временах года, о дружбе, об уме и глупости, о пользе учения. Послушайте некоторые из них.
(Ученики читают пословицы, объясняют их смысл).
- Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
- Птица рада весне, а дитя – матери.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Друг познается в беде.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Не место человека красит, а человек место.
- Люби ездить, люби возить.
- Отольют волку овечьи слёзки.
Ведущий: А теперь от пословиц перейдем к загадкам. Загадки – один из древнейших жанров русского фольклора. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а отгадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.
(Ученики загадывают загадки, гости отгадывают).
- Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (морковь).
- Конь стальной, а хвост льняной. (иголка).
- Зубов много, а ничего не ест. (расческа или гребень).
- Посреди двора золотая голова. (подсолнух).
- На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушапках. (березки).
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык).
- Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (река).
- Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).
- Живая живулечка на живом стульчике. (грудной ребенок).
- В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца. (крот).
- Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (заяц).
Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. В нашем коробе есть старинные русские игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки. Первая игра называется «Горелки». Несколько веков она была одной из самых распространенных и любимых игр русского народа. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.
(Ученик считает).
- Заяц белый, Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду?
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
(Проводятся русские народные игры «Горелки», «Шли кони»).
Ведущий : Для проведения игры « Горелки» образуем пары, станем вереницей. На два шага впереди стоит водящий. Ему нельзя оглядываться.
Играющие хором говорят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле – гляди в поле.
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо – звезды горят,
Журавли кричат – гу, гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, Беги, как огонь!
( Водящий смотрит вверх, как будто на небо, а в это время последняя пара разъединяется и один из пары бежит в одну вереницу детей, другой – в другую. Если водящий никого не поймал, то игра продолжается. Если поймает, то второй, оставшийся без пары, становится водящим, а за ним стоит новая пара.
Ведущий: А вот игра « Шли кони»
( Дети становятся в круг и поют песенку)
А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом под копытом.
Зайка идет, травку рвет
- Что вырвет, то в пучок.
( Спев эту песенку, дети быстро приседают, кто не успел – присел последним, на того дети кричат: «Квач – бельмач, черные глаза!»
Ведущий: Поиграли, а теперь можно продолжить знакомство с произведением фольклора. Что у нас еще есть в коробе? Это русская народная песня. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдержать нужный ритм для работы. Да и работа Продвигалась с песней веселей.
( Девочки вышивают, поют песню « А я по лугу», мальчики мотают клубки.
Ведущий: А в нашем коробе есть еще одно произведение фольклора – частушка. Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский. Выходи честной народ, частушки петь будем!
Приложение 1 Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать? (Раздаются сладости всем гостям). Ведущий: Как вы уже догадались, мы достали из короба сказку. (Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад»).
Приложение 2
Ведущий: Вот и заканчивается наш праздник, закрыт чудесный короб. Но вы в любую минуту можете открыть его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом расскажите, споете, загадаете – и вот снова заживет новой жизнью художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков.
А сейчас давайте прощаться с хозяевами.
1 ученик: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
2 ученик: Большого здоровья!
3 ученик: С новым вас урожаем!
4 ученик: Большого вам приплода у скотины!
5 ученик: С хорошими блинами!
6 ученик: На новое вам лето!
7 ученик: На красное вам лето!
8 ученик: Куда конь хвостом, Туда и жито кустом!
9 ученик: Куда коза рогом, Туда и сено стогом! Все: Где труд, там и счастье!
(Праздник завершается чаепитием).
Приложение1.
Ведущий: Жили – были дед да баба, Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, Не простое – золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла: Наша курочка Пеструха Под кустом яйцо снесла.
Дед: Ну, снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела!
Баба: Да яйцо – то не простое, А гляди – ка золотое.
Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит,, как жар!
Дед: Не случился бы пожар.
Баба: Ой, горит, слепит глаза.
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь).
Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как назло, Ненакором принесло.
Дед: Ты поди, запри засов. Да спустить бы надо псов.
Баба (возвращаясь): В среду в город я поеду. Там базар бывает в среду. Богатеев много там. Им яичко я продам. Накидают мне рублей. На пальто себе добуду Я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, Разных юбок сорок штук. Шаль в цветочках голубую. До краев набью сундук.
Дед: Что мелешь небылицы? Ишь, сыскалась молодица Наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трехэтажные палаты И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живём других не хуже, Ни к чему нам этажи. А за эти за беседки Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба: Да уймись ты, не кричи. Вот упала на пол скалка, Чугуны гремят в печи. Ой, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?
Баба: Ой, яичко покатилось, Покатилось и разбилось, И скорлупки не осталось. Все куда – то подевалось.
Дед: Ну, что мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили, И работать, как всегда.
Баба: И шубенку справить можно, И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надежно, Что дается нам трудом. Открывай, старуха, дверь. Что нам прятаться теперь? Эй, соседки!
Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след. Заходите на часок, У меня хорош квасок, И соленья, и варенья. Вместе: Заходите без стесненья!
Приложение2.
1)Мы в деревне живём
Сушки, пряники жуём
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споём.
2)Самовар блестит, кипит,
Чай в нём пенится.
Погляди – ка на себя,
Что за отраженьице.
3)Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
4)Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
5)Пойду плясать, по соломушке,
Разойдися народ, по сторонушке.
6)Шире круг, шире круг
Дайте круг пошире
Не один иду плясать
Нас идет четыре.
7)Эх, топни, нога,
Топни, правенькая!
Я не вырасту большая
Буду маленькая.
8)Чепуха, чепуха
Это просто враки!
Куры съели петуха,
- Говорят собаки.
9)На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
10)Поглядите – ка, ребята,
Что на крыше деется
Воробей в рожок играет
За соломку держится.
11)Балалаечка гудок своё дело знает,
Она в Ваниных руках Хорошо играет.
12)Девочки беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили
Молоком умылися.
13)Хороши наши частушки,
И напев у них простой
На сегодня петь кончаем
Ставим точку с запятой!
|