Здоровьесбережение – составляющая воспитания
Актуализация проблемы здоровья детей требует качественного нового подхода к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях, так как школа является центром для продвижения идей здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья подрастающего поколения.
Наш педагогический коллектив решает задачи интеграции образовательного и оздоровительного процесса, формирования здорового образа жизни, внедряет здоровьесберегающие технологии обучения. Одновременно с образованием решаются вопросы оздоровления детей, профилактики заболеваний и проблемы социальной адаптации. Целевая программа школы «Здоровье», основанная на «Концепции развития детского спорта и здоровья в Олекминском улусе РС(Я)», направлена на консолидацию усилий педагогов, семьи и социума для решения проблем нравственного, физического и социального здоровья обучающихся. Развитие здоровьесбережения, здоровьетворчества являются ведущими направлениями деятельности МОУ «Заречная ООШ».
Образовательно-воспитательная деятельность организуется для 98 обучающихся 17 специалистами. Не имея медицинского работника , всю работу строим на договорной основе с Заречной участковой больницей и медицинскими учреждениями г.Олекминска.
С 2000 года санитарно-профилактическую работу проводит медик-куратор.
Важнейшая составляющая процесса здоровьесбережения - строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения.
Рациональная организация учебного процесса:
• Соответствие программ, применяемых методов и средств к возрастным особенностям учащихся;
• Расписание уроков составлено с учетом дневной динамики работоспособности обучающихся;
• Контроль за объемом и дозировкой домашнего задания;
• Урок выстраивается в здоровьесберегающем аспекте.
Тема охраны здоровья – естественный элемент содержания образования, приоритетные вопросы вводятся в программу обучения во всех классах(информация о личной гигиене, чистой воде, защите окружающей среды и безопасности).
В школе соблюдается тепловой, световой, воздушный и питьевой режимы.
Бесплатным питаем охвачено 100% обучающихся. Сделать витаминизированным и рациональным питание нам позволяют овощи и зелень, выращенные детьми на пришкольном участке. Наш пришкольный участок «Щедрое лукошко» является одним из лучших среди сельских школ. Ежегодно учащиеся проходят практику, учатся азам огородничества и цветоводства. Роль природы для формирования нравственного здоровья огромна и неоценима.
Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов в жизни. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе работают спортивные секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии, турпоходы и спортивные праздники.
В учебном плане школы предусмотрено 3 часа физической культуры, 1 час ОБЖ в каждом классе, кроме того, предусмотрены часы для внеклассной физкультуры.
Программа по физической культуре содержит национально-региональный компонент, включающий национальные виды спорта и игры предков. Обучающиеся успешно сдают нормативы «Эрээл».
Для занятий физкультурой и спортом созданы условия: имеется типовой спортивный зал, две спортивно-игровые площадки.
В нашей школе наибольшей популярностью у ребят пользуются такие формы физкультурно-оздоровительной работы, как секционные занятия, позволяющие организовать их досуг и учесть их интересы, склонности и способности. В содержание спортивных секций по желанию ребят включаются спортивные подвижные игры, обязательные упражнения из разделов школьной программы. Расписание занятий секций составлено так, что они проводятся в удобное для обучающихся время весь учебный материал программ секционных занятий распределен в соответствии с возрастными принципами комплектования групп и рассчитан на последовательное, постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Следует отметить, что учитель физкультуры со спецобразованием работает в школе с 2006-07 года и за два года ребята из секций по футболу и волейболу не только укрепили свое здоровье, развили скоростно-силовые качества, ловкость, общую выносливость, но и овладев арсеналом технических приемов игры, тактических действий в звеньях и в линиях команды добились результатов товарищеских встречах и районных соревнованиях по волейболу III место в 2006 году и II место в 2007 году, среди сельских школ- 1 место в 2008 году, II место в 2009 году. По минифутболу III место в 2007 году. Учитель физкультуры Павлов В.В. принял участие в районном профессиональном конкурсе физруков и занял II место. По инициативе физрука в нашем наслеге проводится спартакиада трудовых коллективов по таким видам как: настольный теннис, футбол, волейбол, легкая атлетика, перетягивание каната, шахматы и шашки. В 2008 году переходящий кубок завоевала сборная школы. Спортзал школы открыт для всех, желающих заниматься спортом. Вечерами в зале занимаются представители трудовых коллективов, рабочей и студенческой молодежи.
Сборная нашей школы в летний период ряд лет участвует в тематическом сезоне «Школа выживания» в районном лагере «Росинка». Спортивно-массовая работа продолжается на летних площадках. Для лучшей организации физкультурно-оздоровительной работы силами волонтерской команды школы построены и оборудованы спортивно-игровые площадки, ставшие любимым местом отдыха поселковой детворы. К спортивно-массовой работе активно подключаются родители. Стали традиционными соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Детки и предки», «Мамы - на старт!» и др. особенностью нашей школы является то, что обучаются дети из двух наслегов и спортивно-массовую работу в с. Троицкое организуют члены родительского комитета, Совет отцов и педагоги. В суровых северных условиях спорт превращается в важнейшую гарантию сохранения здоровья детей. Благодаря увлеченным родителям сельские ребята прикасаются к истокам родной культуры через национальные детские и спортивные игры: перетягивание палки, якутские прыжки, борьба хапсагай, охотничьи забавы, которые являются средством физического воспитания, оздоровления, отдыха и развлечения. Методом народной стройки в с. Троицкое будет вводиться в строй культурно-спортивный комплекс, где будет типовой спортивный зал. Это яркий показатель того, что родители, населения села проникаются сознанием здорового образа жизни и начинают обращать внимание на здоровье своих детей как на главную ценность человеческой жизни.
Говоря о социальном здоровье, о системе работы, его обеспечивающей, делаем акцент на привитие навыков ЗОЖ и профилактику вредных привычек. Данная работа строится в рамках программы «Здоровье», проекта «Твой выбор», элективного курса « Основы ЗОЖ», деятельности школьного наркопоста.
Здоровье также заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем»- цель к которой стремится наша школа, которая стала центром спортивно-массовой работы, движения за ЗОЖ в п.Заречный.
Опыт работы по здоровьесбережения неоднократно представлялся на различных конференциях, семинарах, педчтениях республиканского и районного уровней:
• Формирование основ ЗОЖ в сельской школе;
• Педагогика лета в условиях сельской школы;
• Школа, семья, социум - грани сотрудничества;
• Организация различных моделей отдыха и оздоровления детей на базе социально-педагогического лагеря «Надежда»
• Летний отдых и занятость- опыт, проблемы, поиски.
На научно-практической конференции учащимися были представлены исследования:
• Профилактика туберкулеза в условиях окружающего социума;
• Детский туберкулез- профилактика, проблемы и перспективы.
Активная педагогическая позиция, высокий творческий потенциал позволяют успешно реализовывать программы и проекты по сохранению и укреплению здоровья учащихся, ведению оптимального режима труда и отдыха детей, формирование навыков ЗОЖ.
Реализуемые программы и проекты:
• Целевая программа
« Здоровье 2005-2010 гг»
• Проект «Адаптация»
• Проект «Твой выбор»
• Проект «Школьное лето»
• Элективный курс «Основы ЗОЖ»
• Лекторий «Школа здоровья»
• Проект «Здоровье - через физкультуру»
Используемые ресурсы:
• Банк статистических данных, собираемых классными руководителями;
• Банк аналитических данных внутришкольный мониторингов;
• Средства массовых информаций, используемых в школе(методический фонд библиотеки, подписные издания, Интернет);
• Многоуровневая система повышения квалификации педагогических кадров.